«Добрая привычка – это нравственный капитал,
который растет беспрестанно,
процентами с него
человек пользуется всю жизнь»
К. Д. Ушинский
Дополнительная общеобразовательная (общеразвиващая) программа кружка «Наше наследие» имеет социально-педагогическую направленность.
Этикет (франц.) - «церемониал» - манера поведения. Это правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Изучение этикета в традициях кадетских корпусов практически с самого их основания.
Многие проблемы в жизни людей возникают из-за неумения правильно организовать поведение и общение. Формам и методам трудовой деятельности человек учится много лет, способам познания мира также овладевает длительное время, а вот общению и культуре поведения целенаправленно не учится нигде.
Доказано, что человек везде и всюду должен помнить о правилах и нормах поведения, с помощью которых регулируются отношения людей, устраняются многие трудности в общении. Знание этикета необходимо для успешной профессиональной деятельности, установлению контактов, взаимоотношений в семье; именно признание в обществе повышает нашу самооценку, делает нас уверенными в себе, способствует улучшению нашего самочувствия, социализации личности.
Занимаясь воспитанием культуры поведения, взрослые - и педагоги, и родители слишком большое значение придают словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил, мало упражняя ребят в правильном поведении, недостаточно обучая их хорошим манерам. Разработка данной программы призвана преодолеть эти недостатки.
Новизна и отличительные особенности
В методическом и содержательном отношениях программа обладает новизной, поскольку организация занятий по этикету является новшеством для ЗАТО Озерный, так как курса по этическому воспитанию не было ни в общеобразовательных школах, ни в дополнительном образовании, ни в форме факультативов, а были лишь разрозненные компоненты в виде классных часов.
Отличительной особенностью программы является то, что программа может быть применима не только в кадетских классах, но и использована учителями школ среднего и старшего звена, может быть учебным дополнением к курсу обществознания в школе.
Специфика организации занятий поданному виду деятельности предполагает в течение часа совмещать и теоретические и практические знания.
Педагогическая целесообразность
Данная программа рассчитана на подростков, воспитанников кадетских классов. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность любого человека. Но на кадетах лежит большая ответственность, ведь они носят военную форму, и по тому, как они будут вести себя на улице, в общественных местах будет складываться общественное мнение не только о каждом из них в отдельности, но и кадетском движении в целом.
Особенности содержания программы
Содержание программы направлено на формирование представлений о нравственных нормах поведения, развитие коммуникативных способностей, воспитанию высококультурной и гармонично развитой личности. Программа содержит комплекс знаний о правилах хорошего тона: как следует знакомиться и приветствовать, как красиво вести беседу и делать комплименты, посылать приглашения, дарить и получать подарки, как правильно вести беседу по телефону, вести себя в общественных местах и др.
Данная программа построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:
- этический курс теоретико-практических занятий, построенный на принципах диалогового взаимодействия педагога с учащимися, о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека.
- повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», основанная на доброжелательности и уважении в отношениях с окружающими. Значение этического заряда заключается в организации доброжелательного климата взаимоотношений в коллективе.
- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью – организация разностороннего общения, взаимодействия учащихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии (участие в мероприятиях).
Такого рода деятельность направлена на познание другого человека и самого себя: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать их.
Содержание программы и ее методика усложняются, программа курса не стабильна, вариативна. Она может и должна корректироваться (по тематике и содержанию, формам занятий и их методике) в зависимости от задач воспитания, специфики группы, возрастных особенностей отдельных учащихся. Предполагается, постепенное и последовательное углубление знаний, навыков и умений учащихся от элементарных правил поведения к осмыслению, осознанию и усвоению норм нравственности, определяемых ими, правил культуры поведения. Занятия строятся так, чтобы учащиеся изо дня в день утверждались в необходимости следовать нравственным нормам отношений, испытывали чувство удовлетворенности и самоуважения, видя нравственный результат своих усилий.
Занятия по этикету становятся своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте. Программа позволяет выстроить действенный воспитывающий диалог, пробуждающий желание самосовершенствоваться, развивает коммуникабельность. Углубление учащихся в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, задуматься о нравственной ценности совершённого поступка, подводя каждого к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения. Занятия по программе создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений.
Данная программа включает в себя 17 занятий. Каждая последующая тема вязана с предыдущей, логически вытекает из нее и в то же время представляет собой совершенно самостоятельное занятие. Это связано с тем, что если кто-то из ребят пропустит какое-либо занятие, он без труда сможет включиться в работу на следующем этапе и не почувствует эмоционального дискомфорта.
Цель программы: Создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Кинолекторий
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Кинолекторий для кадет» относится к программам социально-педагогической направленности.
Интерес обучающихся к кино очень велик. Что привлекает их в кинофильмах? Сказочные сюжеты в младшем школьном возрасте, героико-романтические и приключенческие - в подростковом, острые моральные проблемы - в юношеском возрасте.
Кино для детей – это сама жизнь и огромное окно в мир, в который они с жадностью заглядывают и который жаждут как можно скорее и полнее освоить. Впечатления, полученные в детские и юношеские годы, как известно, сохраняются на всю жизнь, оставляют глубокий след в психике, накладывают свой отпечаток на мировоззрение, убеждения, характер человека. Нашим кинематографом накоплены огромные эстетические богатства, созданы замечательные кинопроизведения, способные потрясти и ум и душу, облагородить чувства, пробудить в душах ребят лучшие духовные силы. Поэтому, кинематограф должен занять достойное место в деле воспитания подрастающего поколения. Художественная выразительность формы, яркий герой – вот основные условия успешного использования кинопроизведения в воспитательном процессе.
Использование кинематографа в качестве интенсивного творческого метода обучения, привлечение игрового, хроникально-документального и научно-популярного кино в качестве дополнительного материала, формирует уважительное отношение и интерес к фильмам, как к духовной ценности. Делать это необходимо живо и увлекательно, подбирая для просмотра историко-биографические, героико-патриотические, духовно-нравственные фильмы, которые напрямую связаны с воспитанием чувства патриотизма, ответственности и общечеловеческих ценностях, что наиболее актуально в кадетских классах.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
– обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;
– ориентация образовательного процесса на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;
– формированием общекультурной и гражданской идентичности обучающихся;
– формированием Я-концепции.
Отличительной особенностью данной программы в том, что содержание кинолектория может быть интегрировано со школьными дисциплинами: история, литература, география, обществознание, являясь их дополнением. Но главной отличительной чертой является то, что программа объединяет такие разделы образовательной программы кадетских классов как «Этика и этикет», «Традиции российской культуры» и проектно-исследовательской деятельности «Великие полководцы» и «Я помню! Я горжусь!».
Программа поделена на тематические разделы:
«Фильмы о подростках. Тема детства и взросления, становление личности»,
«Фильмы о дружбе, влюбленности, ответственности»,
«Взрослые и дети. Тема отцов и детей, приемственности поколений и родства»,
«Экранизация литературных произведений»,
«Дети и война»,
«Великие полководцы»,
«Человек и Родина. Героизм, служение Отечеству»,
«Фильмы о Великой Отечественной войне».
Педагогическая целесообразность
Потенциально все фильмы, предназначенные для детей и юношества, содержат «воспитательный заряд». Однако беседы с учащимися позволяют сделать заключение о том, что они не всё верно воспринимают: существенные моменты остаются либо не понятыми, либо неверно истолкованными. Особенно это касается фильмов, в которых раскрываются психологические моменты поведения героев. Вот почему просмотром кинофильмов надо управлять. В задачу педагога входит, во-первых, проведение тематического подбора фильмов для коллективного просмотра, во-вторых, обучение умению смотреть и понимать произведения киноискусства, анализировать их идейное содержание, оценивать художественные достоинства.
Отбор изучаемого учебного материала необходимо осуществлять, ориентируясь на соответствие следующим культурологическим критериям: раскрытие смысла произведений культуры; трактовка метафор, культурных знаков, символов, значений; расширение коммуникативных способностей учащегося; выделение системы приоритетных ценностей; выявление ассоциативных комплексов, образов и фактов культуры, выработка личностного отношения к ним.
Содержание программы и ее методика усложняются, программа курса не стабильна, вариативна. Она может и должна корректироваться (по тематике и содержанию, формам занятий и их методике) в зависимости от задач воспитания, специфики группы, возрастных особенностей отдельных учащихся.
Цель программы: создание в кадетских классах условий для формирования личности гражданина России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения на примере киноискусства.