Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

Центр развития творчества детей и юношества имени генерал-майора А.В. Грибова

ЗАТО Озерный Тверская область 

  ;

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Кружки для учащихся кадетских классов

"Традиции Российской культуры",

"Кинолекторий", "НАШЕ НАСЛЕДИЕ"

руководитель - Чайковская Оксана Александровна

 

 

социально-гуманитарная  направленность

Если бы предоставить всем народам на свете

выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы,

то каждый народ, внимательно рассмотрев их,

выбрал бы свои собственные.

                                                                                        (Геродот Галикарнасский)

 

Дополнительная образовательная программа «Традиции Российской культуры» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей, обучающихся в кадетских классах.

      Актуальность программы обусловлена тем, что в данный период нравственный аргумент становится главным в диалоге с подрастающим поколением. Сегодня для российского общества актуален диалог различных культур, построенный на взаимодействии и взаимоуважении. Будущее людей, живущих на Земле, связано с осознанием самоценности каждой нации, с уважением к различным верованиям и традициям народа. А.Д. Сахаров писал: «Для человечества отойти от края пропасти – это значит преодолеть разобщённость». Россия многонациональная страна, она объединила более ста народов: больших и малых. Становление общечеловеческих ценностей: доброты, справедливости, честности, почитание родителей, щедрости, преданности, терпимости – независимо от национальности или вероисповедания как никогда требует особого внимания. Россия государство с древнейшей историей и многовековыми традициями. Наша держава пережила самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность гражданина периоды развития, в том числе и период забвения своих  исторических корней.

 

Новизна и особенность программы заключается в том, что включает в себя достаточно широкий спектр тем по общей культуре, а так же даёт большой объём знаний о традициях и культуре России. Обучение по программе «Традиции Российской культуры» способствует воспитанию благородного отношения к своему отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным и культурным ценностям, уважительному отношению ко всем народам, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации, формированию культурной, нравственно зрелой личности.

 

Цель: формирование и развитие культурной, нравственно зрелой личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способной выполнять гражданские обязанности основанное на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России.

 

  Наше  наследие

 

«Добрая привычка – это нравственный капитал,

который растет беспрестанно,

процентами с него

человек пользуется всю жизнь»

К. Д. Ушинский

 

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвиващая) программа кружка «Наше наследие» имеет социально-педагогическую направленность.

    Этикет (франц.) - «церемониал» - манера поведения. Это правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Изучение этикета в традициях кадетских корпусов практически с самого их основания.

    Многие проблемы в жизни людей возникают из-за неумения правильно орга­низовать поведение и общение. Формам и методам трудовой деятельности человек учится много лет, способам познания мира также овладевает длительное время, а вот общению и культуре поведения целенаправленно не учится нигде.

    Доказано, что человек везде и всюду должен помнить о правилах и нормах поведения, с помощью которых регулируются отношения людей, устраняются многие трудности в общении. Знание этикета необходимо для успешной профессиональной деятельности, установлению контактов, взаимоотношений в семье; именно признание в обществе повышает нашу самооценку, делает нас уверенными в себе, способствует улучшению нашего самочувствия, социализации личности.

    Занимаясь воспитанием культуры поведения, взрослые - и педагоги, и роди­тели слишком большое значение придают словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил, мало упражняя ребят в правильном поведении, недостаточно обучая их хорошим манерам. Разработка данной программы призвана преодолеть эти недостатки.

Новизна и отличительные особенности

В методическом и содержательном отношениях программа обладает новизной, поскольку организация занятий по этикету является новшеством для ЗАТО Озерный, так как курса по этическому воспитанию не было ни в общеобразовательных школах, ни в дополнительном образовании,  ни в форме факультативов, а были лишь разрозненные компоненты в виде классных часов.

    Отличительной особенностью программы является то, что программа может быть применима не только в кадетских классах,  но и использована учителями школ среднего и старшего звена, может быть учебным дополнением к курсу обществознания в школе.

    Специфика организации занятий поданному виду деятельности предполагает в течение часа совмещать и теоретические и практические знания.

    Педагогическая целесообразность

    Данная программа рассчитана на подростков, воспитанников кадетских классов. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность любого человека. Но на кадетах лежит большая ответственность, ведь они носят военную форму, и по тому, как они будут вести себя на улице, в общественных местах будет складываться общественное мнение не только о каждом из них в отдельности, но и кадетском движении  в целом.

    Особенности содержания программы

    Содержание программы направлено на формирование представлений о нравственных нормах поведения, развитие коммуникативных способностей, воспитанию высококультурной и гармонично развитой  личности.  Программа содержит комплекс знаний о правилах хорошего тона: как следует знакомиться и приветствовать, как красиво вести беседу и делать комплименты, посылать приглашения, дарить и получать подарки, как правильно вести беседу по телефону, вести себя в общественных местах и др.     

    Данная программа построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

-   этический курс теоретико-практических занятий, построенный на принципах диалогового взаимодействия педагога с учащимися, о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека.

- повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», основанная на доброжелательности и уважении в отношениях с окружающими. Значение этического заряда заключается в  организации доброжелательного климата взаимоотношений в коллективе.

    - общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью – организация разностороннего общения, взаимодействия учащихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии (участие в мероприятиях).

    Такого рода деятельность направлена на познание другого человека и самого себя: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать их.    

    Содержание программы и ее методика усложняются, программа курса не стабильна, вариативна. Она может и должна корректироваться (по тематике и содержанию, формам занятий и их методике) в зависимости от задач воспитания, специфики группы, возрастных особенностей отдельных учащихся. Предполагается, постепенное и последовательное углубление знаний, навыков и умений учащихся от элементарных правил поведения к осмыслению, осознанию и усвоению норм нравственности, определяемых ими, правил культуры поведения. Занятия строятся так, чтобы учащиеся изо дня в день утверждались в необходимости следовать нравственным нормам отношений, испытывали чувство удовлетворенности и самоуважения, видя нравственный результат своих усилий.

    Занятия по этикету становятся своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте. Программа позволяет выстроить действенный воспитывающий диалог, пробуждающий желание самосовершенствоваться, развивает коммуникабельность. Углубление учащихся в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, задуматься о нравственной ценности совершённого поступка, подводя каждого к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения. Занятия по программе создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений.

    Данная  программа  включает в себя 17 занятий. Каждая последующая тема вязана с предыдущей, логически вытекает из нее и в то же время представляет собой со­вершенно самостоятельное занятие. Это связано с тем, что если кто-то из ребят пропустит какое-либо занятие, он без труда сможет включиться в работу на следующем этапе и не почувствует эмо­ционального дискомфорта.

    Цель    программы:  Создание условий для развития   нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

 

 

   Кинолекторий

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Кинолекторий для кадет» относится к программам социально-педагогической направленности.

    Интерес обучающихся к кино очень велик. Что привлекает их в кинофильмах? Сказочные сюжеты в младшем школьном возрасте, героико-романтические и приключенческие - в подростковом, острые моральные проблемы - в юношеском возрасте.

    Кино для детей – это сама жизнь и огромное окно в мир, в который они с жадностью заглядывают и который жаждут как можно скорее и полнее освоить. Впечатления, полученные в детские и юношеские годы, как известно, сохраняются на всю жизнь, оставляют глубокий след в психике, накладывают свой отпечаток на мировоззрение, убеждения, характер человека. Нашим кинематографом накоплены огромные эстетические богатства, созданы замечательные кинопроизведения, способные потрясти и ум и душу, облагородить чувства, пробудить в душах ребят лучшие духовные силы. Поэтому, кинематограф должен занять достойное место в деле воспитания подрастающего поколения. Художественная выразительность формы, яркий герой – вот основные условия успешного использования кинопроизведения в воспитательном процессе.

    Использование кинематографа в качестве интенсивного творческого метода обучения, привлечение игрового, хроникально-документального и научно-популярного кино в качестве дополнительного материала, формирует уважительное отношение и интерес к фильмам, как к духовной ценности. Делать это необходимо живо и увлекательно, подбирая для просмотра историко-биографические, героико-патриотические, духовно-нравственные фильмы, которые напрямую связаны с воспитанием чувства патриотизма, ответственности и общечеловеческих ценностях, что наиболее актуально в кадетских классах.

    Актуальность выбора определена следующими факторами:

– обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;

 – ориентация образовательного процесса на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;

– формированием общекультурной и гражданской идентичности обучающихся;

– формированием Я-концепции.

Отличительной особенностью данной программы  в том, что содержание кинолектория  может быть интегрировано со школьными дисциплинами: история, литература, география, обществознание, являясь их дополнением. Но главной отличительной чертой является то,  что программа  объединяет такие разделы образовательной программы  кадетских классов как «Этика и этикет», «Традиции российской культуры» и проектно-исследовательской  деятельности  «Великие полководцы» и  «Я помню! Я горжусь!».

 Программа поделена на тематические разделы:

«Фильмы о подростках. Тема детства и взросления, становление личности»,

«Фильмы о дружбе, влюбленности, ответственности»,

«Взрослые и дети. Тема отцов и детей, приемственности поколений и родства»,

 «Экранизация литературных произведений»,

 «Дети и война»,

«Великие полководцы»,

«Человек и Родина. Героизм, служение Отечеству»,

 «Фильмы о Великой Отечественной войне».

    Педагогическая целесообразность

    Потенциально все фильмы, предназначенные для детей и юношества, содержат «воспитательный заряд». Однако беседы с учащимися позволяют сделать заключение о том, что они не всё верно воспринимают: существенные моменты остаются либо не понятыми, либо неверно истолкованными. Особенно это касается фильмов, в которых раскрываются психологические моменты поведения героев. Вот почему просмотром кинофильмов надо управлять. В задачу педагога входит, во-первых, проведение тематического подбора фильмов для коллективного просмотра, во-вторых, обучение умению смотреть и понимать произведения киноискусства, анализировать их идейное содержание, оценивать художественные достоинства.

    Отбор изучаемого учебного материала необходимо осуществлять, ориентируясь на соответствие следующим культурологическим критериям: раскрытие смысла произведений культуры; трактовка метафор, культурных знаков, символов, значений; расширение коммуникативных способностей учащегося; выделение системы приоритетных ценностей; выявление ассоциативных комплексов, образов и фактов культуры, выработка личностного отношения к ним.

    Содержание программы и ее методика усложняются, программа курса не стабильна, вариативна. Она может и должна корректироваться (по тематике и содержанию, формам занятий и их методике) в зависимости от задач воспитания, специфики группы, возрастных особенностей отдельных учащихся.

    Цель программы: создание  в кадетских классах условий для формирования личности гражданина России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения на примере киноискусства.

 

Дата последнего обновления страницы 26.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения